Психолог-консультант, биоэнерготерапевт Смирнова Анжелика Владимировна Персональный сайт психолога-консультанта, биоэнерготерапевта Смирновой Анжелики Владимировны
Instagram Смирновой Анжелики Владимировны Клуб радости в контакте
Смирнова Анжелика Владимировна на фейсбуке Клуб радости в одноклассниках
Главная О себе Статьи Информация Цены Контакты


  Инфосоматика:
     наука эффективной жизни
     в динамичном мире.
     Психоэкология
  Волшебные точки
     на ладони человека
  Психосоматика - наука
     о болезнях души и тела
  Радиэстезия или биолокация,
     инфотерапия
 Обучение
  Семинар-тренинг:
    "ПЕРЕЗАГРУЗКА"
  Семинар-тренинг:
    "7 шагов к исцелению"
  Семинар-тренинг:
    "В гостях у Сказки.
    Сказкотерапия. Часть 1"
  Семинар-тренинг:
    "Сказки для взрослых ребят.
    Сказкотерапия. Часть 2"
  Семинар-тренинг:
    "Рождение женщины"
  Семинар-тренинг:
    "Уж замуж невтерпеж!"
  Семинар-тренинг:
    "Черным по белому, белым по
    черному или две стороны одной
    медали"
  Семинар-тренинг:
    "Новогодние посиделки
    для старшеклассников"
  Семинар-тренинг:
    "Все мы родом их
    страшного детства"
  Семинар-тренинг:
    "За пределами разумного"
  Семинар-тренинг:
    "Чакральное совершенство"
  Семинар-тренинг:
    "Адам и Ева+. Древо познания"
  Тренинг:
     "Конец света отменяется.
     Жизнь до и после"
  Семинар-тренинг:
    "Кризисы жизни"
  Семинар-тренинг:
     "Удивительное рядом или
     чудеса биолокации"
  Семинар-тренинг:
     "Чувствуй! Живи! Люби!"
  Семинар-тренинг по
     коррекции веса
    "ДЮЙМОВОЧКА"
 Тренинг: "Помоги себе САМ!"
 Сфера деятельности
 Психологические и
           психоматические
           проблемы
 • Синдром хронической
     усталости
 • Эмоциональный стресс
 • Нервное истощение
 • Неврастения
 • Депрессия
 • Страхи и фобии
 • Бессонница
 Первая помощь
 • Кризис семейных отношений
 • Поиск своей "половины"
 • Отношения с детьми
 Духовные настрои для
           достижения и обретения:
 • Безопасности и спокойствия
 • Благополучия
 • Хорошего здоровья
 • Гармонии с окруж. миром
 • Финансовой стабильности
 • Успеха и процветания
 • Благоприятных отношений
 • Своего места в жизни
  Отзывы
 Прямые эфиры на радио

Смирнова Анжелика Владимировна


Межличностные конфликты

В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти элементы окружают нас и проникают внутрь каждого организма. Подобную роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения.

Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу, нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но люди же могут изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ.

Использование черно-белых категорий добра и зла для объяснения сложных явлений мешает, а подчас делает просто невозможным понять, что же на самом деле происходит между людьми. Такой способ мышления с помощью оценок и ярлыков толкает на поиск виновных в бедах и неудачах, а затем и суровую расправу над ними.

Чувство неудовлетворенности общением присуще людям, в жизни которых слишком часто и с избыточной интенсивностью проявляются два важных феномена: столкновение и отчуждение.

Столкновение - это чаще всего описываемая и встречающаяся форма контактов между людьми. Проявления этой формы весьма многообразны. В одних случаях столкновение проявляется исключительно в борьбе, в попытках противников обезоружить друг друга. Примером этого может быть ситуация, когда кого-то пытаются дискредитировать с помощью интриг, преследований, ложных обвинений и т.п. Другие формы столкновения больше похожи на поединки боксеров или фехтовальщиков - главное, к чему стремятся партнеры, - это доказать свое преимущество над другим. Иногда основной целью является установление господства над другими людьми, с тем чтобы подчинить их своим интересам или использовать их ради собственной выгоды.

Иногда столкновение преобразуется в другую форму контактов, которую можно назвать отчуждением. Отчуждение может рассматриваться как конкретная форма самообороны в виде перемирия, часто связанная с ощущением собственного бессилия или усталости, наступающая в результате предшествующей борьбы. Отчуждение может быть характерно не только для отношений между людьми, мало знающими друг друга и имеющими мало общих интересов, но и для отношений между теми, кто объединен общей работой, совместной научной деятельностью, принадлежностью к одной семье или группе. Такие отношения отличаются дистантностью, равнодушием или чувством отчужденности.

Возникновение конфликтов и проблема агрессии - актуальнейшие проблемы наших дней. Но ещё до появления человека, безусловно-рефлекторное стремление к конфликтам с себе подобными было у всего живого на Земле. Но биологическая особь не могла выжить и продлить свой род в одиночку. Необходимы были прочные контакты, тесные отношения с окружающими. Далеко не всегда верно понимается дарвиновская теория борьбы за существование. Ч.Дарвин не сводил свою теорию к драке за жизненное пространство и продукты питания. Наоборот, он показал, как между отдельными членами стаи борьба за существование в ходе эволюции исчезает, а вместо неё появляется кооперация. Для нас особенно важен один из выводов Ч.Дарвина: " ….общества, которые имели наибольшее количество сочувствующих друг другу членов, должны были процветать и оставлять после себя многочисленное потомство ". ( Дарвин Ч. Полн.собр.соч. -Т.11. Кн.1.-М.-Л., 1927. С.154. ). Что же происходит в современном мире ? Мы все с удивлением отмечаем нарастание в людях ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Но так было всегда, в разные эпохи развития общества и в периоды различных общественных катаклизмов…

Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т.д. ).

Общение - само по себе достаточно сложное коммуникативное действие со своими закономерностями, правилами, и в идее своей предполагает гармонию отношений. Но в жизни так не бывает. Бесконфликтного общения, как такового, не может быть. Это всё равно, что признать: все люди одинаковы по своим интересам, способностям, темпераменту.

Поэтому, причины таких межличностных столкновений столь многообразны ( от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах ). Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных ( взаимо-исключающих ) интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т.д.

В психологии выделяют факторы, которые оказывают существенное влияние на возникновение и развитие конфликта.

Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Например, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками, если оба претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные ( безличные ) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции.

Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнёра или оппонента.

Адекватному восприятию человека другим человеком нередко мешают уже сложившиеся стереотипы. Например, у человека сложилось предвзятое представление о чиновнике, как о бездушном бюрократе. В свою очередь, у чиновника тоже может сформироваться негативный образ служащего, как просителя, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот. В общении этих личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы - упрощённые образы определённых социальных типов. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации. Примерами стереотипов могут служить высказывания типа: " все мужчины …", " все женщины …".

Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, формирующаяся под воздействием слухов, мнений и суждений. Например, предприниматель договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения договора. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы об этом человеке. На основании этих отзывов у предпринимателя сформировалась негативная установка, и встреча может либо не состояться, либо не дать ожидаемых результатов.

В конфликтных ситуациях стереотипы и негативные установки углубляют раскол между оппонентами и затрудняют урегулирование и разрешение межличностного конфликта. Нередко причиной межличностных конфликтов становится недоразумение ( неправильное понимание одного человека другим ). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.д. Представления у людей бывают разные, порой диаметрально противоположные, и этот факт надо принимать как вполне естественное явление, не конфликтовать, а попытаться понять других.

Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствие к достижению цели. И от того насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка - предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определённым образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения и др. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнёров по общению и совместной деятельности. Несовместимость - взаимное неприятие (антипатия) партнёров, основанное на несовпадении социальных установок, интересов, характеров, темпераментов и др.

Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта, который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.

В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать также влияние социально-психологической среды.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов и общество в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.

Первый - предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счёт ущемления интересов другого.

Второй - затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

Третий - представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искажённой) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

Межличностные конфликты могут протекать в форме:

  • соперничества - стремления к доминированию;
  • спора - разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
  • дискуссии -обсуждения спорного вопроса.
    В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения оппонентов, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:
  • уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
  • сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями ( но только в данный момент ), либо стремится оправдать себя;
  • компромисс - взаимные уступки обоих сторон;
  • эскалация напряжённости и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние;
  • силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой ( угрозой применения силы ) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

Если возникла конфликтная ситуация, то прежде чем " ввязаться в драку ", необходимо серьёзно взвесить все возможные " за " и " против " в предполагаемом конфликте, учитывая тот факт, что в конфликте в любом случае страдают обе стороны и задать себе несколько вопросов:

- Действительно ли существуют противоречия из-за которых стоит конфликтовать?
- Возможно ли решить проблему каким-либо другим способом, не прибегая к конфликту?
- Каковы будут последствия конфликта?

Желательно, чтобы оппонент в предполагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал возникшую ситуацию и возможные пути её развития.

Избежать конфликта можно, игнорируя непосредственно контакты с конфликтными людьми, к которым относятся такие индивиды как: агрессивисты, жалобщики, молчуны, сверхпокладистые, вечные пессимисты, всезнайки, нерешительные, максималисты, скрытые, невинные лгуны, ложные альтруисты и т.п.

Если в силу тех или иных обстоятельств избежать общения с трудными людьми не удаётся, то во взаимоотношениях с ними следует использовать следующий подход, основанный на принципах:

1. Осознайте то, что человек труден в общении и определите, к какому типу людей он относится.

2. Не попадите под влияние этого человека, сохраняйте спокойствие и нейтралитет.

3. Если не хотите уклониться от общения с таким человеком, то постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его трудностей.

4. Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд.

5. Используйте совместный подход к разрешению конфликтов.

Одним из методов предотвращения конфликтов является самоотстранение от конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не затрагивают ваших интересов и ваше участие в их решении ничем не обусловлено. В противном случае можно, ввязавшись в чужой конфликт из лучших побуждений, стать объектом " выброса " отрицательных эмоций.

Если конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между индивидами противоречий. Когда же наличие противоречий осознают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает чётче определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Всё это открывает следующую стадию в развитии конфликта - стадию совместного поиска вариантов его разрешения.

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий, например:

- отделить реальные причины конфликта от инцидента - формального повода для начала столкновения;
- сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;
- действовать по принципу " здесь и сейчас ", т.е решать проблемы, непосредственно ставшие причиной конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;
- создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;
- говорить только за себя, уметь слушать и слышать другого;
- соблюдать уважительное отношение к личности оппонента;
- создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции ( взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебное настроение и т.д. ) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта, такие как:

1. Метод " выхода чувств ". Оппоненту дают возможность высказаться, тем самым, понижая у него эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликта.

2. Метод " положительного отношения к личности ". Конфликтующий, прав он или виноват - всегда страдалец. Необходимо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам типа : " Ну Вы же умный человек….". Стремясь оправдать такую положительную оценку, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

3. Метод вмешательства " авторитарного третьего ". Человек, находящийся в конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие может некто " третий ", пользующийся доверием. Т.о., конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нём мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

4. Приём " обнажённая агрессия ". В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают " выговориться о наболевшем ". В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм, и напряжение в отношениях оппонентов понижается.

5. Приём "принудительного слушания оппонента". Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определённой точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности и не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной, и накал напряжённости в их отношении спадает.

6. Обмен позиций. Конфликтующим сторонам предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот приём позволяет им "выйти" за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

7. Расширение духовного горизонта спорящих сторон. Это попытка вывести конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.

Важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие переоценки ценностей, когда одна или обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также сама конфликтная установка.

Для успешного разрешения конфликта, в конечном счёте, необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной из сторон, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта всегда довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.

Наверное, нет такого человека, которому не довелось бы оказаться в конфликтной ситуации. Что поделать, конкуренция, борьба за выживание в агрессивной рыночной среде навязывают нам жёсткие нормы общения. Умение разрешать конфликты - одно из главных и необходимых умений психолога, работающего в крупной коммерческой или государственной структуре, инофирме или частном предприятии. Психологу необходимо разъяснить членам коллектива как позитивно разрешать конфликты на производстве, сохранять нейтралитет в коллективе, правильно выстраивать свои отношения с руководством предприятия. Внешний мир, как правило, напрямую зависит от внутреннего. Спокойная, неконфликтная атмосфера на работе является прямым отражением корпоративного духа организации. И это, прежде всего, зависит от руководства. Справедливости ради следует отметить, что на западе этому уделяется большее значение, нежели у нас. Неслучайно, там, в штате крупных организаций, гостиниц и вообще "уважающих" себя фирм работает психолог, который не только осуществляет качественный отбор персонала, но и проводит тренинги, направленные на обучение персонала навыкам позитивного управления конфликтом: как внешним - с клиентами, так и внутренним - с собственными сотрудниками.

Рассматривая производственный межличностный конфликт на наших российских предприятиях, необходимо учитывать специфический менталитет и психологию русского человека. Конфликт различают по своему предмету, проявлению, степени длительности и напряжённости. Именно от этого зависит психологический климат в коллективе. Например, скрытый конфликт в отдельном подразделении предприятия, как правило, растянутый во времени и не предсказуемый по своим последствиям, может привести к возникновению объективной конфликтной ситуации (инцидента), влияющей на психологический климат и рабочую атмосферу целого предприятия. Поэтому, несмотря на тип и предмет конфликта, его надо решать, и как можно быстрее.

Если рассматривать конфликт как столкновение взглядов, позиций, целей, интересов, то причины его в общем-то везде одни и те же: деление полномочий, неудовлетворённость материальным положением, ограничение свободы деятельности, личной свободы, потребности в уважении, самоутверждении. К причинам, ведущим к возникновению межличностного конфликта на производстве можно также отнести: несоблюдение элементарных норм общения, распределение вознаграждений, неадекватную оценку своих возможностей и способностей, потребности в социальном статусе.

И всё же, не смотря на то, что конфликты в деловом мире, в производственной среде стали перманентными, не следует полагать, что каждый из них ведёт к профессиональным или личностным потерям его участников. А потому рассмотрим конфликт не как разрушающий фактор, а как созидающий, как средство приобретения нами психологического и жизненного опыта.

В деловом общении важен личностный характер отношений - между руководителем и подчинённым, между коллегами, партнёрами. Несомненно, что последствия конфликта могут быть негативными, хотя существует и противоположное мнение, что конфликт, как конструктивный и продуктивный, иногда необходим и его не следует опасаться. Конфликтная ситуация может послужить источником позитивных социально-психологических изменений в коллективе, его оздоровления. Правда для этого требуется одно условие: он не должен переходить на личностный уровень. При рассмотрении вопроса о предупреждении и разрешении межличностных конфликтов уже упоминалась стратегия поведения в конфликтных ситуациях, тактика выхода из конфликта и тактика общения с конфликтным человеком. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения руководителя. В первую очередь он должен продемонстрировать свою психологическую защищённость. ( Я готов открыто обсуждать любую проблему ). Предвосхищая разговор, важно занять преимущественное положение и управлять им. Руководитель должен уметь гасить эмоции, использовать мягкую тактику, прибегая к юмору, с чем-то даже соглашаться. Цель оправдывает средства. Такое отношение поможет снять агрессию, найти приемлемое, компромиссное решение и достигнуть, в конечном счёте, общего согласия. Чаще всего конфликт возникает там, где возможно искажение информации при передаче её по цепочке. Разумеется, надо сразу же выявить и пресечь источники этих искажений. А с человеком, ставшим их жертвой и потому готовым "взорваться", побеседовать. Но для начала необходимо:

- погасить эмоциональный фон ситуации. ( Давайте присядем и поговорим, выпейте воды, успокойтесь ).
- изолировать собеседника в его эмоциях. ( Подождите секундочку, мне надо сделать один звонок ).
- отвлечь от ситуации. ( Сколько Вам нужно времени для изложения вопроса? Удобно Вам будет, если к разговору мы подключим Х ? )
- получить ответы на главные вопросы: что произошло ( только факты ), кто свидетель, разговор шёл с "первым информационным лицом" или с "передаточным звеном", способным исказить информацию и др.

Такие приёмы и методы при разрешении конфликтных ситуаций на производстве должен уметь использовать как психолог, так и руководитель для разрешения конфликтов любой степени сложности. Здесь важно правильно сформулировать суть конфликтной ситуации, выявить её повод, причины и установить прежние межличностные отношения участников конфликта. Как уже говорилось, в основе многих конфликтов эмоциональное начало. Человек "вспыхивает": его задели за живое. И он готов ответить тем же. И конфликт неизбежен. Опытный руководитель или психолог в диалоге с конфликтующими должен проявить, прежде всего, желание выслушать и во всём спокойно разобраться, не спеша с выводами, оценками и обвинениями. Не надо прибегать к скоропалительным действиям, со временем жизнь сама подскажет нужный выход. Необходимо взглянуть на проблему со стороны, не усугубляя её и не драматизируя. Проанализировав причины конфликта, осознав свою роль в ней, ошибочность действий, поведения, конфликтующим сторонам следует попробовать извлечь из всего должный урок. Подумать о том, что сделать для того, чтобы расстаться с чувством гнева, обиды и переключить негативную энергию на созидательную. Очень часто после того, как страсти угаснут, люди ругают себя за горячность, несдержанность. Наши стереотипные привычки и реакция в стрессовой ситуации всегда оказывается над трезвым рассудком и разумом. Это самый большой недостаток каждого из нас. Да, наука самоконтроля - трудная наука, но постигать её надо. Необходимо научиться проявлять эмпатию, следить за интонацией голоса, не кричать, уметь слушать, открыто обсуждать проблемы, а не сплетничать, проявлять терпимость, уметь идти на компромисс и уметь держать паузу. Пауза - магическое средство контроля над собой, способ самоотстранения от "горячей" ситуации. Выдерживая паузу и как бы делая шаг в сторону, мы анализируем сказанное, обдумывая следующий шаг. Конфликт считается разрешённым, когда противостоящие стороны признают, что причины его вскрыты и найдены пути дальнейшего сотрудничества, взаимодействия. Да, для каждого из его участников это было трудным испытанием. Но конфликт все-таки разрешён. И это главное.

Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств.

Негативные последствия страха, враждебности и чувства опасности распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный субъект. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, которая охватывает все более широкие области межличностных отношений. Например, человек, воспитанный в атмосфере страха и опасности, сам впоследствии может стать источником этой атмосферы, воспитывая своих детей или руководя подчиненными. При этом он действует не вполне осознанно, не руководствуясь так называемым злым умыслом. Он всего лишь воспроизводит некоторый стереотип межличностных контактов, который когда-то в прошлом был закреплен в нем как часть его личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность. Именно сейчас, когда рабочий и служащий не уверены, что получат зарплату; военнослужащий, что не будет уволен по сокращению штатов; выпускник ВУЗа, что найдёт работу по специальности; когда вызывает определённые трудности покупка товаров; когда человек сталкивается очень часто с раздражительностью, гневом, грубостью и недоброжелательностью и велика вероятность психических и сердечно-сосудистых заболеваний, как никогда большое значение приобретает умение терпимо относиться к окружающим. Без этого умения сейчас невозможно прожить, решить поставленные временем перед нами задачи, добиться успеха в любой деятельности. И это умение необходимо развивать, прежде всего, в самом себе, ибо мир - это отражение нас самих…

  Вверх страницы  
Главная | О себе | Статьи | Отзывы | Цены | Контакты |